Регламентация дополнительной информации (примечаний) согласно требованиям МСФО и Национального стандарта № 104 |
Современные тенденции развития бухгалтерской (финансовой) отчетности в международной практике учета таковы, что все больший акцент делается на дополнительную информацию (примечания). В рамках белорусского законодательства таким документом согласно Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» является Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104 (далее — Национальный стандарт).
Согласно главе 7 Национального стандарта Примечания к бухгалтерской отчетности должны содержать:
-
описание основных направлений деятельности организации, основные показатели ее деятельности;
-
способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике;
-
дополнительную информацию по статьям активов, обязательств, собственного капитала, доходах, расходах, представленную в том порядке, в котором показаны статьи в формах бухгалтерской отчетности;
-
дополнительную информацию, которая не содержится в формах бухгалтерской отчетности, но уместна для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями;
-
иную информацию, раскрытие которой в примечаниях к бухгалтерской отчетности установлено законодательством.
Основной задачей дополнительной информации является раскрытие, уточнение и дополнение данных, представленных в основных отчетных формах. Необходимо напомнить, что предусмотренный нормативными актами перечень дополнительных сведений может быть расширен. Это позволяет повысить аналитическую ценность информации отчетности для проведения финансового анализа.
Ввиду того что законодательством не предусмотрена как таковая форма отчетности для примечаний, ее структуру легко сформулировать исходя из всех требований согласно главе 7 Национального стандарта.
Одним из основных разделов примечаний является раздел об учетной политике организации. Организации обладают значительным набором вариантов учетной политики, причем по мере приближения национальных стандартов учета к МСФО многовариантность учета все более расширяется. С помощью примечаний к отчетности пользователи получают важные сведения об учетных принципах, согласно которым информация о сделках предприятия трансформируется в показатели отчетности.
Необходимость раскрытия информации об учетной политике связана также с тем, что в настоящее время процесс формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и расчет налогов основаны на разных подходах. В связи с этим возникает проблема обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской и налоговой отчетности, касающихся величины доходов, расходов и финансовых результатов. Не менее важным для анализа бухгалтерской отчетности является раскрытие фактов изменения учетной политики. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое состояние организации, подлежат обособленному раскрытию.
Исходя из этого, информация должна включать:
-
причину изменения учетной политики;
-
оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
-
указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
Если организация планирует изменить учетную политику, следует дать информацию об изменениях, вносимых в учетную политику, а также причины, вызвавшие их. Это положение является особенно важным при проведении прогнозного анализа финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности.
Последствия изменения учетной политики отражаются корректировкой включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.
Указанные последствия отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требований представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении предыдущих периодов не может быть произведена с достаточной степенью надежности. Но и в этом случае в примечаниях должно быть отмечено, что надежная количественная оценка последствий указанного изменения невозможна. Необходимость раскрытия всех изменений в учетной политике имеет принципиальное значение для обеспечения корректных результатов анализа данных бухгалтерской отчетности, поскольку практически любой пункт учетной политики влияет на представление информации об имущественном положении предприятия и его финансовых результатах.
Раскрытие существенных показателей имеет особое значение для анализа и принятия на его основе управленческих решений. Раскрываются существенные показатели отчетности, а также информация о причинах, вызвавших значительное изменение показателей основных статей бухгалтерской отчетности в отчетном году по сравнению с показателями предыдущего отчетного периода. Важно дать характеристику наличию основных групп активов и их динамики. Такую информацию целесообразно дать в разрезе внеоборотных (долгосрочных) и оборотных активов. Подлежат раскрытию стоимость и виды имущества, обремененного залогом; данные о резерве под обесценение финансовых вложений, резерве под снижение стоимости материальных ценностей, резерве сомнительных долгов. Дебиторская и кредиторская задолженность раскрывается исходя из перечня крупных дебиторов и кредиторов.
Расширяя свою деятельность на различные иностранные юрисдикции, регионы и товарные рынки, предприятия стремятся, занимаясь разными видами деятельности, ограничить предпринимательские риски и обеспечить финансовую устойчивость в условиях меняющейся конъюнктуры рынка. В этом случае раскрывается информация о сегментах бизнеса. Объединение в одних статьях бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках информации, характеризующей отдельные сегменты и направления бизнеса, не дает внешним пользователям отчетности возможности оценить риски развития каждого из них и, следовательно, предприятия в целом. Именно поэтому в международной практике учета и отчетности предусмотрены требования по раскрытию информации в разрезе отдельных сегментов. Рекомендуют выделять информацию по операционным и географическим сегментам. Критериями выделения операционных сегментов являются различные риски и выгоды от производства отдельных видов продукции или оказания услуг. Критериями выделения части компании в географический сегмент считаются: сходство экономических и политических условий, сходство проводимых операций, особые риски, существующие в определенном регионе, валютные риски и ограничения.
МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» рекомендует раскрывать ...
Примерами условных обязательств могут служить:
-
...
Операциями с аффилированными лицами могут быть:
-
...
В следующем номере журнала мы продолжим рассматривать тему обязательных и добровольных раскрытий в примечаниях к бухгалтерской отчетности.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь