Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.
Помимо сложностей самого понятия запасов, в частности неудачной казуистики определения запасов, которое дается в МСФО (IAS) 2 «Запасы» (Inventories), следует обратить внимание на несколько другой его аспект — оценку запасов. Эксперты завершили исследование проблем применения МСФО (IAS) 2 в странах ЕАЭС. Считаем важным ознакомить читателей журнала «МСФО» с выводами, которые сделаны в отчете.
Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
Принятие проекта указа обусловлено вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», в соответствии со ст. 23 которого международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь. Проектом указа устанавливается, что международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов.
Рассмотрим последствия применения принципа осмотрительности для достоверности и прозрачности финансовой отчетности, повышения уровня полезности отчетной информации для пользователей. Важно оценить, насколько принцип осмотрительности может повлиять на необоснованные ожидания относительно величины текущего и потенциального финансового результата.
Рассмотрим классификацию пользователей финансовой отчетности, их информационные потребности и представим наиболее важные показатели для оценки отчетности с позиции заинтересованных пользователей для принятия обоснованных экономических решений. Для анализа деятельности предприятия пользователи финансовой отчетности должны рассмотреть большое количество различных показателей. Но особое значение имеют показатели платежеспособности и ликвидности предприятия.
При первом применении МСФО прежде всего помнят, что наиболее осторожно признаются доходы и прибыль. Ухудшение финансового положения компании при переходе на МСФО (для белорусских компаний в среднем на треть) требует известной решительности, чтобы применять иные правила представления компании в ее отчетности. Прозрачность отчетности означает также и повышенные затраты на ее подготовку и представление.
Совет по МСФО выпустил пересмотренные Концептуальные основы финансовой отчетности (Conceptual Framework for financial reporting, сокр. IFRS Framework). С этим документом необходимо ознакомиться, так как внесены важные изменения. Прежде всего Совет по МСФО заполнил пробелы, введя важные концепции по теме изменения, представления информации и раскрытий, в том числе уточнив доходы и расходы в P&L и прочем совокупном доходе (OCI). Кроме того, уточнению подвергли ключевые определения активов и обязательств, а также критерии для их признания. Также Совет обновил подход к признанию активов и обязательств.
Рассмотрим проблемы, связанные с профессиональным суждением и отражением в учетной политике подходов к определению существенной информации, допущения и требования к формированию учетной политики в соответствии с белорусским законодательством, а также методические подходы формирования учетной политики в зависимости от отраслевых особенностей и требований международных стандартов финансовой отчетности. Предлагаем конкретные модели формирования сельскохозяйственными организациями единой учетной политики.
В учетной политике по МСФО можно выделить две основные составляющие — организационно-техническую и методическую. К организационно-технической составляющей учетной политики относятся формы первичной документации по учету в МСФО, формы отчетности и примечания к ней, регламенты документооборота по МСФО и организации подготовки отчетности по МСФО, а также иные организационно-распорядительные документы.
Признание обязательств, связанных с неопределенностью, — практическая задача, требующая профессиональной оценки. Кроме того, практика применения МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» довольно противоречива. Согласно МСФО (IAS) 37 резерв (provision) — это обязательство с неопределенным сроком исполнения или обязательство неопределенной величины. Поскольку резерв — это прежде всего обязательство, то он должен соответствовать определению обязательства.
Европейская консультативная группа по финансовой отчетности (EFRAG) выпустила предварительный вариант комментария к стандарту МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса». Напомним, что по своей сути они вышли весьма ограниченными и касались в основном отсылок к «Концептуальным основам», которые оговаривают, что представляет собой актив. Всего Совет по МСФО предложил три поправки, и со всеми тремя EFRAG согласилась полностью.
Европейская организация по ценным бумагам и рынкам (ESMA) выпустила публичное заявление относительно применения стандарта МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», в котором изложила ожидания относительно признания, измерения и раскрытия биржевыми компаниями информации об отложенных налоговых активах, возникающих от неиспользованных налоговых убытков или неиспользованных налоговых льгот (регламентированы в стандарте).
Совет по МСФО выпустил ограниченные изменения к стандарту МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и Практическому руководству (PS) 2 «Вынесение суждений о существенности». И то и другое будет полезно составителям отчетности по МСФО в плане раскрытия пользователям отчетности информации об учетной политике в организации.
Внедрение целого ряда очень важных стандартов в 2019 году (IFRS 9, IFRS 15 и IFRS 16) потребовало значительных усилий и расходов. Выпуск стандартов IFRS 9 и IFRS 15 Николас Питер называет «шагом в правильном направлении», поскольку им удалось консолидировать несколько разрозненных руководств и привести в большее соответствие друг с другом управление рисками и бухучет. А вот IFRS 16, с другой стороны, в случае с BMW просто привел к тому, что компания стала раскрывать на балансе элементы, которые ранее отражала в примечаниях к отчетности. При этом за два года им пришлось значительно увеличить расходы на персонал и IT-системы.