Как подготовиться к изменениям в Инкотермс с 1 января 2020 года |
Сложные договоры, которые содержат отсылки к Инкотермс — международным правилам толкования торговых терминов, — обычно заключаются без участия бухгалтера. Это вотчина юристов и руководителей. Однако, как показывает практика, бухгалтеру тоже необходимо ознакомиться с договором до подписания всеми сторонами. Это поможет не допустить ошибок, например, при учете расходов, при формировании резервов и определении момента для включения в выручку в целях МСФО.
В 2019 году использовались правила Инкотермс в редакции 2010 года, но 10 сентября 2019 г. был опубликован 9-й выпуск правил Incoterms 2020, который вступит в силу с 1 января 2020 г. (издание ICC № 723). Новые правила Incoterms 2020 разработаны в Международной торговой палате (МТП) комитетом экспертов — Редакционной группой. В данный комитет вошли юристы из Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Турции, Германии, а также впервые представители Китая и Австралии. Цель Редакционной группы и пересмотра действующих правил Инкотермс состояла в том, чтобы их максимально упростить, и кроме того, удалить излишне базисы поставок, которые могут вызвать путаницу и недопонимание в использовании торговых терминов, более четко разъяснить все условия поставок для экспортеров и импортеров по всему миру.
Каких же изменений ждать с 1 января 2020 г.?
Инкотермс 2020 — это 11 международных правил, применяемых в международной торговле, которые определяют права и обязанности сторон по договору купли-продажи, в части доставки товара от продавца к покупателю (условия поставки товаров).
Правила Инкотермс представляют сокращенные по первым трем буквам торговые термины, отражающие предпринимательскую практику в международной поставке товаров. Incoterms является товарным знаком Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC). Правила Инкотермс ICC предназначены для использования торговых терминов в национальной и международной торговле.
ТЕРМИН DAT ПЕРЕИМЕНОВАН В УСЛОВИЕ ПОСТАВКИ DPU
Базис поставки DAT (Delivered at Terminal/ Доставка на терминале) переименован в условия поставки DPU Инкотермс 2020 (Delivered Named Place Unloaded/Доставка на место выгрузки).
Данное изменение вызвано двумя причинами. Во-первых, возникла путаница в отношении различий между термином DAT Инкотермс 2010 (доставка на терминале) и термином DAP Инкотермс 2010 (поставка в месте назначения). Ключевое различие между этими условиями заключается в том, что в соответствии с правилом DAT доставка осуществляется после того, как товары были выгружены с транспортного средства и предоставлены покупателю в указанном терминале. Тогда как в рамках условия DAP доставка осуществляется до выгрузки товаров — когда они предоставлены покупателю на прибывшем транспортном средстве готовые к разгрузке.
Вторая причина этого изменения состояла в том, чтобы обеспечить большую гибкость в определении места доставки товара. Теперь продавцу и покупателю можно согласовать любое место для доставки товара, а не только в конкретном терминале. Условия поставки DPU Инкотермс 2020 и DAT Инкотермс 2010 в остальном идентичны по содержанию. Правило DPU Инкотермс 2020 является единственным термином, который поручает продавцу разгрузку товара.
ДЛЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ИЗМЕНЯТСЯ УСЛОВИЯ FOB И CIF
FOB и CIF являются двумя очень старыми терминами Инкотермс. Базис FOB использовался в Англии еще в конце XVIII века, а Международная торговая палата опубликовала этот термин в первом издании правил Инкотермс в 1936 году. Рассмотрим изменения, которые ожидают отправителей и получателей зерна в контейнерах.
Базисы FOB и CIF сейчас действуют в редакции Инкотермс 2010 и определяют правила продаж зерна и прочих грузов, которые перевозят водным транспортом. По этим условиям груз должен быть размещен продавцом на борту судна навалом или же в упаковке. Но если контейнеры продавец передает перевозчику на терминале, а не судне, то по правилам Инкотермс 2010 должны тогда применяться условия FCA или CIP.
Термин FCA Инкотермс 2010 Free Carrier (named place) переводится как «Франко перевозчик (название места)» и означает, что продавец выпустит в таможенном режиме экспорта товар, и передаст его указанному покупателем перевозчику в названном месте.
Но термины FCA или CIP большинство участников международной торговли — банкиры, экспортеры, импортеры, логисты и экспедиторы — не применяют. Поэтому в Инкотермс 2020 условия поставки FOB и CIF смогут использоваться для транспортировки контейнеров. Помимо этого, в новых правилах изменят страховые обязательства для продавцов и покупателей при условиях поставок CIF и CIP.
БАЗИС FCA (ФРАНКО ПЕРЕВОЗЧИК) РАЗДЕЛИТСЯ НА ДВА БАЗИСА ПОСТАВКИ
Условие поставки (Франко перевозчик) является наиболее распространенным правилом Инкотермс (около 40% международных коммерческих операций проходит с этим торговым термином).
Базис FCA очень универсален и дает возможность использовать любой вид транспорта и любое место доставки груза. Это может быть магазин, склад, морской порт, аэропорт, или просто адрес продавца. В Инкотермс 2020 предполагается разделение базиса FCA на два термина — один для наземной доставки, а другой для морских контейнерных поставок.
Первый вариант — это место, принадлежащее продавцу (например: его склад, фабрика, магазин). Для продавца доставка считается завершенной, когда товар физически загружен на транспортное средство, указанное покупателем.
Однако второй вариант применяется к указанному в договоре месту, которое не принадлежит продавцу (например: морской порт, терминал). В этой ситуации считается, что отгрузка была осуществлена после погрузки товара на транспортное средство перевозчика, оплаченное продавцом. Следует отметить, что выгрузка товара из транспортного средства не является обязанностью продавца.
В соответствии с новыми правилами Инкотермс 2020 условие поставки FCA позволяет сторонам договориться в договоре купли-продажи, что покупатель должен дать указание своему перевозчику выдать коносамент с бортовой записью продавцу.
ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ СТРАХОВОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ ТЕРМИНА CIP
Условия поставки CIF (Стоимость, страхование и фрахт) и условия поставки CIP Инкотермс 2020 (Перевозка и страхование оплачены до), являются двумя правилами Инкотермс, которые обязуют продавца приобрести страховку в пользу покупателя для экспорта товаров.
В новой редакции Инкотермс 2020 для условий поставок CIF, как и ранее в правилах Инкотермс 2010, требуется минимальное страховое покрытие. Стороны могут согласовать в контракте более высокие уровни покрытия, если они того пожелают.
Для условий поставки CIP Инкотермс 2020 теперь продавец обязан застраховать товар от всех рисков с максимальным страховым покрытием и страховой суммой не менее 110% от стоимости товара. Стороны могут согласиться в контракте на более низкий уровень страхового покрытия, если они того пожелают.
Данная поправка оправдана тем, что условие поставки CIF Инкотермс 2020 обычно используется для морских перевозок грузов навалом (сырье, минералы и т.д.), стоимость за килограмм которых очень низкая, и требование страхования с максимальным покрытием значительно повысило бы конечную цену товара. Условие поставки CIP Инкотермс 2020 — это мультимодальный термин, часто используемый для доставки промышленных товаров, которые могут требовать более высокого уровня страхового покрытия.
БАЗИС EXW (ФРАНКО-ЭЛЕВАТОР, САМОВЫВОЗ) ИСЧЕЗНЕТ ИЗ ПРАВИЛ
Во многих странах условие поставки EXW используется компаниями исключительно для внутренней торговли и не применяется в международной. Кроме того, он противоречит новому Таможенному кодексу Европейского Союза, поскольку согласно ТК ЕС, экспортное оформление товара является зоной ответственности поставщика-экспортера.
ТЕРМИН FAS ТОЖЕ УБЕРУТ ИЗ ПРАВИЛ
Действующий базис поставки FAS Инкотермс 2010 расшифровывается как Free Alongside Ship (named port of shipment), в переводе — «свободно вдоль борта судна (указанный порт отгрузки)». Эти условия означают, что продавец выполнил поставку, разместив груз вдоль борта судна на причале в порту.
Базис поставки FAS в основном используют при экспорте сыпучих товаров — зерна и минералов. Покупатель должен оплатить фрахт судна, погрузить на него товар и разгрузить в порту доставки. Кроме того, покупатель проводит импортное таможенное оформление груза, оплачивает импортные пошлины и сборы, а потом везет груз к месту назначения.
Если же продавец передает покупателю зерно в порту в контейнерах на причалах, то тогда это будет базис FCA, о котором мы писали ранее.
ПОЯВИТСЯ НОВЫЙ ТЕРМИН CNI
Новые условия поставки CNI расшифровываются как Cost and Insurance («стоимость и страхование»). По этим условиям считается, что продавец выполнил поставку, когда он разместил застрахованный товар в порту отгрузки.
По новому правилу риски транспортировки и повреждения товара будут передаваться продавцом покупателю в порту отправления. В отличие от базиса FCA, условия поставки CNI будут включать стоимость международного страхования за счет продавца-экспортера, но не будут включать фрахт, как в CIF. Новые условия можно будет использовать между базисами FOB и CIF.
НА ОСНОВЕ ТЕРМИНА DDP СОЗДАЮТ ДВА НОВЫХ БАЗИСА ПОСТАВОК DTP И DPP
Помните базис EXW, который у нас часто называют «Франко-элеватор»? По этому базису на продавца возлагаются минимальные обязанности. У EXW есть антипод — базис DDP, по которому продавец ответственен по-максимуму.
DDP Инкотермс 2010 (Delivered Duty Paid» named place of destination, в переводе — «поставка с оплатой пошлины» (указанное название места назначения)). Это означает, что продавец проведет все экспортные и таможенные процедуры с грузом, привезет его в порт назначения и доставит покупателю.
В новых правилах Инкотермс 2020 базис DDP удален. Его заменят на два новых:
DTP Инкотермс 2020 расшифровывается как Delivered at Terminal Paid, переводится как «Доставка на терминале с оплатой пошлин». Это означает, что продавец несет ответственность за любые транспортные расходы с оплатой таможенных пошлин, и доставки товаров до терминала (порт, аэропорт или логистический центр) в стране назначения покупателя.
DPP Инкотермс 2020 (Delivered at Place Paid, в переводе — «доставка до места с оплатой пошлин») означает, что продавец несет ответственность за любые транспортные расходы с оплатой таможенных пошлин, и доставки товаров до какого-либо места, которое не является транспортным терминалом (например, по адресу покупателя).
ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: ЭКСПОРТ, ТРАНЗИТ И ИМПОРТ
В международных правилах Incoterms 2020 более точно объясняется, какая сторона, продавец или покупатель, несет ответственность за выполнение таможенного оформления и таможенных формальностей на границе, принимая на себя расходы и риски. И выпуск товаров, которые в пути, включен впервые. Что касается последнего, то используется правило, согласно которому ответственность возлагается на того, кто принимает на себя риск перевозки до места доставки. Поэтому если риск перевозки передается в стране происхождения (стране продавца), ответственность за таможенное оформление транзита принимает покупатель; и, напротив, если риск переходит в пункте назначения (страна покупателя), ответственность несет продавец.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Безопасность транспорта стала новой нормой (например: обязательная проверка контейнеров). Теперь статья «Перевозка» каждого правила Инкотермс требует от продавца, где это применимо, соблюдать любые требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки и/или предоставить покупателю любую информацию, касающуюся требований безопасности, связанных с транспортом, которая необходима покупателю для организации перевозки.
Статья «Таможенное оформление экспорта/импорта» каждого правила Инкотермс, где это применимо, теперь также прямо требует, чтобы продавец выполнил любые связанные с безопасностью формальности при оформлении экспорта и помогал покупателю получить любые документы или информацию, необходимые для соблюдения с таможенными формальностями, связанными с импортом или транзитом. Расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, также стали более заметными в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям каждого правила Инкотермс. Следует отметить, что ссылки на «безопасность» в Инкотермс 2020 носят общий характер, нет конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности.
ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ
В каждом правиле Инкотермс 2020 теперь размещены «Пояснительные примечания для пользователей», в которых гораздо обширней изложены пояснительные примечания с иллюстрациями соответствующего условия поставки Инкотермс, в частности:
-
когда данное правило должно быть использовано;
-
когда риск переходит;
-
как распределяются расходы.
Пояснительные записки направлены на то, чтобы помочь пользователям выбрать наиболее подходящие Инкотермс и предоставить руководство по толкованию в случае возникновения споров.
Вот такие изменения ожидаются в условиях международной торговли с начала 2020 года. До вступления их в силу времени уже фактически не осталось.
О выпуске Incoterms 2020 Генеральный секретарь ICC Джон У. Х. Дентон сказал:
«Правила Incoterms 2020 заставляют бизнес работать для всех, способствуя ежегодной поддержке триллионов долларов в мировой торговле. Поскольку они помогают импортерам и экспортерам во всем мире понять свои обязанности и избежать дорогостоящих недоразумений, правила формируют язык международных торговых операций и помогают укрепить доверие к нашей ценной глобальной торговой системе».
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь