+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
RSS

Методология

Решение КРМФО (IFRIC) в отношении учета займов сотрудникам на покупку недвижимости

Решение КРМФО (IFRIC) в отношении учета займов сотрудникам на покупку недвижимости |

Комитет по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО / IFRIC) получил запрос о том, как следует учитывать программы предоставления жилья и займы на покупку недвижимости сотрудникам и разъяснил на примере нескольких ситуациях.
МСФО (IFRS) 18: меняется порядок представления чистой прибыли в отчете о прибылях и убытках и раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности

МСФО (IFRS) 18: меняется порядок представления чистой прибыли в отчете о прибылях и убытках и раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности |

МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие в финансовой отчетности» вступит в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2027 г. с возможностью досрочного применения, и заменит ныне действующий стандарт МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Рекомендуем изучить МСФО (IFRS) 18 заранее, особенно с учетом того, что потребуются значительные изменения систем и процессов сбора информации, необходимой для подготовки финансовой отчетности по МСФО.
Как учитываются согласно МСФО командировочные расходы, напрямую связанные с созданием объекта строительства

Как учитываются согласно МСФО командировочные расходы, напрямую связанные с созданием объекта строительства |

Рассмотрим ситуацию, когда для строительства объекта была создана дирекция, которая осуществляет только строительство (кроме строительства дирекция другими видами деятельности не занимается). У дирекции нет доходов от предпринимательской деятельности, все расходы капитализируются. В период строительства у дирекции имеются значительные командировочные расходы, связанные со строительством объекта.
Особенности трансформации финансовой отчетности в формат МСФО и оценка финансовой устойчивости предприятия

Особенности трансформации финансовой отчетности в формат МСФО и оценка финансовой устойчивости предприятия |

На примере трансформации финансовой отчетности компании из формата ПБУ в МСФО определены различия в подходах к оценке и раскрытию объектов учета в обоих форматах. Акцентируется внимание на различиях в значениях показателей финансовой устойчивости, рассчитанных на основе отчетности в двух форматах. Выявлены основные причины расхождений в полученных значениях показателей.
Консолидированная финансовая отчетность: потеря контроля над дочерними предприятиями в недружественных странах

Консолидированная финансовая отчетность: потеря контроля над дочерними предприятиями в недружественных странах |

Инвестор теряет контроль над дочерней организацией, когда у него больше нет полномочий управлять значимой деятельностью объекта инвестиций или когда он больше не подвергается рискам, связанным с переменным доходом от этой деятельности. Организация прекращает консолидацию дочерней организации в том случае, когда она более не соответствует любому из критериев контроля, указанных в МСФО (IFRS) 10.7 «Консолидированная финансовая отчетность».
Комментарий к новому МСФО (IFRS) 19 «Непубличные дочерние компании: раскрытие информации»

Комментарий к новому МСФО (IFRS) 19 «Непубличные дочерние компании: раскрытие информации» |

Совет по МСФО (IASB) 9 мая 2024 г. опубликовал МСФО (IFRS) 19 «Непубличные дочерние компании: раскрытие информации». Новый стандарт предоставляет дочерним компаниям право на менее полное, чем предусмотрено общими требованиями МСФО, раскрытие информации — при условии соблюдения ими требований МСФО к признанию, оценке и представлению.
МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»: особенности классификации обязательств

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»: особенности классификации обязательств |

Ковенанты могут быть как финансовыми (например, выполнение определенных финансовых показателей, таких как EBITDA, соотношение совокупного долга к EBITDA, показатель чистого денежного потока, выполнение установленного объема выручки), так и качественными. К качественным можно отнести выполнение таких требований договора, как ограничения по размеру совокупного долга, обременение имущества, получение необходимого размера поручительства, выполнение инвест-программы, целевое использование средств и т. п.
МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IFRS) 7: новые требования по классификации и оценке финансовых инструментов

МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IFRS) 7: новые требования по классификации и оценке финансовых инструментов |

В мае 2024 г. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB®) выпустил поправки к МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», уточняющие требования по классификации и оценке финансовых инструментов. Поправки вступают в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2026 г. или после этой даты, с возможностью досрочного применения.
Преференциальный инвестиционный проект и специальный инвестиционный договор: комментарий к новой редакции Закона «Об инвестициях»

Преференциальный инвестиционный проект и специальный инвестиционный договор: комментарий к новой редакции Закона «Об инвестициях» |

Законом Республики Беларусь от 08.01.2024 № 350-З в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях». Предусматриваются дополнительные стимулирующие условия для инвесторов, реализующих инвестпроекты по инвестдоговорам, в виде расширенного пакета льгот и преференций, и направленных на снижение рисков для добросовестных инвесторов и бизнеса гарантий.
Готовим промежуточную отчетность: МСФО, новые и пересмотренные, выпущенные и вступившие в силу после 1 января 2024 г.

Готовим промежуточную отчетность: МСФО, новые и пересмотренные, выпущенные и вступившие в силу после 1 января 2024 г. |

Изменения в стандартах, применимые в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2024 г. или после этой даты.
Обзор гиперинфляционных экономик для отчетных периодов, заканчивающихся 30 июня 2024 г.

Обзор гиперинфляционных экономик для отчетных периодов, заканчивающихся 30 июня 2024 г. |

The IMF World Economic Outlook (WEO) предоставил обновленные данные о текущих и прогнозируемых уровнях инфляции, на основании которых можно сделать выводы в отношении применения МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционных экономиках».
МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»: обязательства снизить или компенсировать выбросы парниковых газов

МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»: обязательства снизить или компенсировать выбросы парниковых газов |

Комитет по разъяснениям международной финансовой отчетности опубликовал разъяснение по поводу того, создает ли заявленная готовность (commitment) организации снизить или компенсировать выбросы парниковых газов обязательство, обусловленное практикой, соответствует ли оно критериям МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» для признания оценочного обязательства и, в случае его признания, отражается ли оно в корреспонденции с расходами или с активами на момент его признания.
Особенности применения пункта 22 МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия»

Особенности применения пункта 22 МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия» |

МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия». Рассмотрим ситуацию: компания А (инвестор) вложила в компанию В (ассоциированная организация) инвестицию. Данная инвестиция учитывается методом долевого участия в финансовой отчетности Компании А. Компания А оказывает услуги компании В на сумму 150 тыс. денежных единиц, в свою очередь компания В оказывает услуги компании А на сумму 250 тыс. денежных единиц.
Как определять «существенные статьи» для раскрытия информации согласно МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»

Как определять «существенные статьи» для раскрытия информации согласно МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» |

Комитет по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО/IFRIC) получил запрос в отношении того, как организации следует применять требования, содержащиеся в п. 23 МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», для раскрытия информации в разрезе каждого отчетного сегмента по определенным статьям, включенным в показатель прибыли или убытка сегмента.
Отдельные вопросы практики ведения учета в целях упрощения консолидации отчетности по МСФО

Отдельные вопросы практики ведения учета в целях упрощения консолидации отчетности по МСФО |

В последние годы на уровне крупных холдингов и Групп компаний возросло осознание значимости формирования единых учетных систем, стандартизации учетных принципов и унификации методологии учета всех своих участников, что в итоге обеспечивает своевременность, полноту и достоверность информации, представляемой в виде консолидированной отчетности о финансовом положении и эффективности деятельности Группы в целом.
Существенность в отношении учетных политик МСФО (IAS) 1 и Практическое применение МСФО (IFRS) 2 в отношении раскрытия учетных политик

Существенность в отношении учетных политик МСФО (IAS) 1 и Практическое применение МСФО (IFRS) 2 в отношении раскрытия учетных политик |

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и Практическое применение МСФО (IFRS) 2 в отношении раскрытия учетных политик применяются перспективно с 1 января 2023 г. Напомним, в феврале 2021 года Совет по МСФО опубликовал изменения к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» в отношении раскрытий по учетным политикам, которые требуют от компаний раскрывать существенную информацию об учетных политиках вместо основных положений учетной политики.
Полемика
Аудит

1. Об особенностях работы с имуществом неплатежеспособных организаций и механизмах финансирования расходов |

Указ от 23.08.2024 № 333 «Об особенностях работы с имуществом неплатежеспособных организаций» вступил в силу с 25 ноября 2024 г. и упрощает порядок отчуждения (передачи) и госрегистрации предприятий как имущественных комплексов, а также капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных капитальных строений, машино-мест в процедурах конкурсного производства, санации, ликвидационного производства неплатежеспособных организаций.

2. Особенности налогообложения операций с цифровыми знаками (токенами) в 2025 году |

Изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь на 2025 год не устанавливают, какие операции с криптовалютой могут совершать юридические лица, а регламентирует лишь порядок их налогообложения. Перечень разрешенных сделок с цифровыми знаками для юридических лиц, как и ранее, определяет Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики». Проект НК-2025 уточняет общие вопросы налогообложения операций с такими активами.

3. Новые правила начисления амортизации на легковые автомобили |

Внесены изменения в  Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. C 1 января 2025 г. при начислении амортизации всех видов легковых автомобилей (в том числе специальных и используемых для услуг такси) в отношении авто, принятых к учету после 1 января 2023 г., начисление амортизации необходимо производить исходя из срока полезного использования равного нормативному сроку службы, линейным либо производительным способом.

4. Формы промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса |

Постановлением Совмина от 18.10.2024 № 770 установлены форма промежуточного ликвидационного баланса и форма ликвидационного баланса (образцы приведены в конце статьи). Указанные формы не применяются в ликвидационном производстве в соответствии с  Законом Республики Беларусь от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». Постановление не меняет существующего подхода к ликвидации, вместе с тем у ликвидаторов могут возникнуть сложности заполнения утверждаемой формы, вызванные возможным отсутствием результатов оценки имущества для реализации требования о стоимостном выражении имущества. Это обусловлено тем, что обязательность оценки стоимости имущества при ликвидации не предусмотрена.
Колонка редактора

1. Новый стандарт МСФО (IFRS) 18: показатели эффективности, определяемые руководством |

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) выпустил долгожданный новый стандарт МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие в финансовой отчетности» (Presentation and Disclosure in Financial Statements). Стандарт вступит в силу для отчетности, подготовленной за год, начинающийся с 1 января 2027 г., с учетом требований некоторых юрисдикций представления сравнительной информации на две сравнительных отчетных даты ретроспективно должны быть скорректированы данные на 1 января 2025 г. и 1 января 2026 г.

2. Дочерним компаниям станет еще проще с отчетностью: кого порадуют поправки к МСФО (IFRS) 19? |

Целью поправок является сокращение и упрощение требований к раскрытию информации в отношении: недостатка конвертируемости (поправки к МСФО (IAS) 21); международной налоговой реформы — типовых правил Pillar Two (поправки к МСФО (IAS) 12); договоренностей о финансировании поставщиков (поправки к МСФО (IAS) 7); основной финансовой отчетности (МСФО (IFRS) 18); долгосрочных обязательств с ковенантами (поправки к МСФО (IAS) 1).

3. Некоторые особенности составления промежуточной отчетности за 6 месяцев 2024 года |

Не успели компании отчитаться за 2023 финансовый год, как уже наступила пора составлять промежуточную финансовую отчетность за первое полугодие 2024 года. Напомним, что ключевым смыслом МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» является то, что в такой отчетности должны раскрываться только существенные данные и изменения по сравнению с информацией, представленной в предшествующей годовой финансовой отчетности.